ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ. ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ОПАЗДЫВАТЬ НА ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
Протоиерей Владимир Долгих:
В 103-м псалме, именно с него начинается всенощное бдение, царь Давид поэтически раскрывает повествование о творении мира и Промысле о нем.
В тех приходах, в которых мне довелось служить или за жизнью которых я имел возможность понаблюдать, я заметил одну, не очень хорошую закономерность: в начале всенощного бдения людей всегда меньше, чем в конце, а на Литургии людей всегда больше, чем на всенощном бдении. Т.е. православный народ достаточно массово привык пренебрегать богослужением или некоторыми его частями. Такое положение дел не может не беспокоить.
У всех нас много забот, исполнить которые, кроме как на выходные, не получается. Но разница в количестве молящихся прихожан на всенощном бдении и на Литургии бывает настолько значительна, что одной объективной занятостью ее не оправдать. Я позволю себе предположить, что одной из причин сложившейся ситуации является весьма распространенное непонимание людьми ни смысла, ни символики, а как следствие, и глубины богослужения.
Всенощное бдение – это не повинность, которую необходимо просто отстоять, отбыть, перетерпеть ради получения на финише награды – Причастия.
Всенощное бдение – это гармоничная и стройная часть всего суточного круга богослужения, такой же частью которого является и сама Литургия. Именно поэтому всякий, кто стремится к соединению со Христом в таинстве Евхаристии, должен также стремиться к участию, молитве и восприятию заложенных в вечерне, утрене, часах и прочих, известных нам богослужениях смыслов. Более того, всенощное бдение можно назвать уникальным явлением духовной культуры, возникшим на заре христианства и сохранившим свое значение на протяжении всей его двухтысячелетней истории. Конечно, изначально оно не имело того вида, который мы наблюдаем сегодня, но сама его идея проведения ночи накануне праздников в молитве, сохраняется и сегодня.
Всенощное бдение можно назвать уникальным явлением духовной культуры, возникшим на заре христианства и сохранившим свое значение на протяжении всей его двухтысячелетней истории.
Первый известный сложившийся чин всенощного бдения датируется IV веком. Преподобный Нил Синайский пишет, что он соответствовал монашескому деланию, а потому в нем отсутствовало пение тропарей и стихир, многие из которых были составлены позже. Одной из главнейших и наиболее выразительных частей богослужения были ектеньи.
Ныне всенощное бдение начинается пением 103-го псалма. На вседневной вечерне данный псалом читается полностью, во время же служения всенощного бдения хор поет лишь избранные стихи с припевами.
Наверное, многие из нас знают, что в 103-м псалме царь Давид поэтически раскрывает повествование о творении мира и Промысле о нем. По уставу пение данного псалма полагается на восьмой глас, символизирующий Царство Небесное – т.е. ту цель, к которой стремится всякий христианин, проходя земное поприще. В этот момент всенощного бдения священник совершает торжественное каждение всего храма, впереди священника следует дьякон с зажженной свечей. Однако так было не всегда.
Данное действие символически отсылает нас к началу творения мира, поэтому, если следовать изначальным уставным предписаниям, то каждение положено совершать до пения псалма, в полной тишине и с погашенными в храме светильниками. Темнота окружающего пространства должна служить прообразом безвидной и пустой земли, и тьмы над бездною (Быт. 1, 2); дым от кадила – носящийся над водою Дух Божий (Быт. 1, 2); а дьяконская свеча – свет первого дня (Быт. 1, 3).
Сегодня, к сожалению, мы этого не увидим, но давайте только представим, как готовясь к встрече со Христом в таинстве Евхаристии, нам предстоит пройти, пережить весь путь, от момента творения мира до Его Искупительного подвига. В тишине храма мы бы стояли затаив дыхание и наблюдали, как разворачивается история нашего мира. Вот только-только зажегся первый свет, еще немного времени и в храме начнется торжественное пение псалма, говорящего нам о великих деяниях Божиих.
Трепет души от созерцания первых символических действий священника и дьякона должен передаться далее, когда мы услышим слова: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс. 103, 1), – приучающие нас, по слову святителя Афанасия Великого, благословлять промышление Божие о каждом человеке, промышление, действующее в рамках сотворенного Им мира. В этом же контексте стоит понимать и фразу «возвеличился еси зело», являющуюся уже нашим прославлением, возвеличиванием Бога, неким ответным действием со стороны человека, благодарящего своего Творца за заботу.
Весьма значительны слова: «Во исповедание и в велелепоту облекся еси» (Пс. 103, 1). Блаженный Феодорит Кирский указывает, что здесь идет речь о том, что те, кто пользуется ниспосланными от Бога благами, уже не пребывают в неведении о своем Творце и Промыслителе, не воздают чести идолам, но постоянно славословят Бога. Для нас эти слова одновременно и задача, и укор, ведь косвенно они призывают видеть действия Всевышнего в нашей жизни и благодарить Господа за все, что имеем. Однако человек колеблется. Человек колеблется в вопросе, где даже отпавшие бесы не пребывают в неведении.
Безмолвная природа, животные и те по-своему славословят Творца. Мы же, христиане, забываем об этом. О людях далеких от Церкви и говорить не приходится.
Богослужебные тексты – это не просто средство для молитвы, но и источник мудрости. И вот, еженедельно 103-й псалом нам напоминает о необходимости не только просить у Бога, но и со своей стороны что-то отдавать Ему. А что мы можем еще преподнести, как не слова благодарности и славословия. Поэтому опоздание или вообще отсутствие на всенощном бдении – это всегда потеря для духовной жизни.
Следующим поется 10-й стих псалма: «Посреде гор пройдут воды». Почему выделяются именно эти слова, говорит святитель Иоанн Златоуст:
«Вот весьма важная особенность божественного промысла, – что он удовлетворяет нужды не только людей, но и неразумных тварей. Рассекая горы, Он дает выход водам, чтобы не только люди могли обильно пользоваться струями источников, но и породы воздушных и земных животных».
Заботы Господни простираются на все творение. К сказанному достаточно также вспомнить и слова Спасителя о том, что птицы «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6, 26). Святитель Иоанн усматривает в приведенных словах и аллегорическое значение. Бог печется о зверях, а зверей можно разделить на лесных и полевых. Лесные – это демоны, хотя и их касается Промысел Божий, но их изменение уже невозможно. Полевые же звери – это грешники, как полевого зверя можно приручить, так и грешник может раскаяться и вернуться к своему Отцу. Характерен также и сам образ зверя, но над ним пусть каждый поразмыслит сам.
Оканчивается пение псалма на бдении словами: «Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся», – это дополненный припевами 24-й стих, гармонично завершающий то восхищение души, которое она приобрела от созерцания Творения мира и Промышления о нем. Блаженный Феодорит к этому добавляет, что Давид «размыслив по порядку о всем сказанном, и дознав великую Божию попечительность, среди повествования о сем вознес песнопение, сказав, что все твари Божии чудны, достойны крайняго удивления и исполнены премудрости».
* * *
Пусть сказанное здесь не мной, но святыми отцами, запечатлеется в нашем уме и в нашей памяти, и каждый раз вновь возникает при слышании пения 103-го псалма. Давайте не лениться изучать богослужение и не лениться приходить на него, ведь это сокровище, которое и добывать большим трудом не нужно, достаточно только захотеть взять и воспринять его.
(по материалам сайта https://t.me/cu_ua/30947)