Крест — знамение Сына Человеческого

В двунадесятый праздник Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня Церковь вспоминает, как в 4-м веке в Иерусалиме экспедицией под руководством равноап. царицы Елены, матери равноап. царя Константина I, был обретен Животворящий Крест Господень, на котором Иисус Христос был распят в правление в Риме императора Тиберия, и в правление Иудеей римского наместника — прокуратора Понтия Пилата.

Обретенный крест стал главной святыней христианского мира, и в христианское богослужение в Иерусалиме, затем в Константинополе, вошел обычай в воспоминание этого события торжественно выносить и поднимать на всеобщее обозрение Крест Господень. Сам Крест за прошедшие с тех пор века разошелся по всему миру на частицы, а обычай выносить в храмах Крест на всеобщее поклонение стал повсеместным, образовав ключевой элемент празднования одного из 12-и важнейших православных праздников.

Почему Крест в христианстве имеет такое значение?

Задолго до голгофских событий однажды ночью к Иисусу Христу пришел один учителей иудейских, член Синедриона Никодим. В беседе с ним Господь открыл Тайну Своего воплощения, сказав, что Он сошел с небес и стал Сыном Человеческим, чтобы быть вознесенным, как когда-то в древности Моисей вознес змию в пустыне, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную… Послал Бог Сына Своего в мир,.. чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:13-17).

Позже, уже после Своего торжественного въезда в Иерусалим на вольные страдания Христос в беседе с народом открыто пророчествовал: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Говорил это Он, как указывает евангелист Иоанн Богослов, давая разуметь, какою смертью Он умрет (Ин. 12:31-33).

Говоря с учениками за несколько дней до Своей смерти о последних временах и Втором Своем пришествии, Господь сказал: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30−31).

На Тайной вечери, за считанные часы до Своего ареста в Гефсиманском саду, Господь дал Своим ученикам новую заповедь: «Любите друг друга, как я возлюбил вас» (Ин.13:34). А на утро последовала Голгофа, на которой Господь не словами, но делом, показал, до какой степени Он возлюбил нас. Теперь, после Креста Господня, мы знаем, что Бог любит нас крестной любовью.

Именно Жертва Христова, Жертва, принесенная за других, за весь человеческий род, повлекшая смерть, а затем — победу над смертью, есть ключевое событие в деле нашего спасения, главная миссия Иисуса Христа. Он взошел на Крест по несказанной любви Своей к нам, чтобы Своим послушанием воле Божией изнутри Собой исцелить человеческую природу и, таким образом, даровать всему человечеству доступ в Царство Божие, возможность спасения — вечного счастливого бытия в богообщении.

Образ Креста, как напоминание о Распятом на нем, включен православное богослужение, в священные обряды. Священные одежды, священная утварь, почти каждый предмет церковного употребления имеет на себе изображение креста. И в Кресте образно заключено все христианство. Крест стал общеизвестным символом христианства и главным знаком, символом, знаменем Самого Иисуса Христа.

Пророк Исаия предсказывал, что Бог поднимет ЗНАМЯ для язычников: «И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, — и вот, он легко и скоро придет» (Ис.5:26). «И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных созовет от четырех концов земли» (Ис.11:12).

«Мы возрадуемся о спасении твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя» (Пс.19:6).
И вот это ЗНАМЯ для язычников которое впервые поднял для нас Сам Господь, Он и сделает это знамя,- знамением Своим, знамением Сына Человеческого в конце времён.

В Ветхом Завете также было «знамя»: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис.21:8).
Для нас же, людей Нового Завета таким знаменем стал Крест Господень, и «взирание веры» не на медного змия, но на Крест сильно убивать наши страсти, полагать предел нашим беззакониям.

Знак креста известен не только всем людям, во всех народах, и понятен для них, но и в мире невидимом, и он не требует никаких разъяснений: Крест — верных утверждение, Ангелов слава и демонов язва.

Будем же помнить, какова сила знамения Христова и чаще осенять себя им, в знак благодарности нашей Господу за Его подвиг, совершенных ради нашего спасения. И пусть в сердцах наших чаще звучат слова благодарности Господу, взявшему на Себя все наши неправды: «Во веки слава Кресту Твоему и Твоим всеспасительным и живоносным страстям, нас ради восприятым Тобою, Христе!».

А когда заметим за собой какой грех, будем прижигать эту язву знамением крестным и словами молитвы праведного Иоанна Кронштадтского:
«Господи! грехи наши на кресте пригвоздивый, пригвозди ко кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя по велицей Твоей милости».

27.09.2024 | Страничка главного редактора