Верный признак христианина (о несении креста)

В богослужебном круге Церкви имеется два периода с разницей примерно в полгода, когда вспоминаются крестные страдания Спасителя и учение Господа о Кресте, а в храмах для поклонения выставляется украшенный Крест. Это — Крестопоклонная седмица в Великий пост и период, связанный с празднованием Воздвижения Креста Господня, в конце сентября.
Это такие символические две точки календарного богослужебного года, через которые по правилам геометрии мы можем провести одну единственную символическую прямую стержневого христианского спасительного учения — учения о Кресте. «Слово о кресте… для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18). Крест – сила и слава всех от века святых. Крест целитель страстей, губитель демонов.

В Неделю по Крестовоздвижении Церковь вспоминает, как однажды Христос, «подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:34-38).

Мы считаем себя учениками Господа Иисуса Христа, называем себя православными христианами. Но что наивернейше убеждает нас в том, что мы действительно Его ученики, Его последователи, христиане, как были христианами апостолы, мужи апостольские, члены Церкви Христовой многочисленных последующих веков вплоть до наших времен? Только одно — если мы 1) отвергаемся себя, 2) берем свой крест и так 3) следуем за Христом.

Спаситель Своих последователей не только словами, но Своим примером призывает к мужеству, подвигу, ревностному исполнению заповедей Божиих. Отвергнуться себя и взять крест свой в первую очередь означает трезво осознать жизнь как трудное восхождение, как постоянную борьбу, и согласиться на такую жизнь. Ибо тернист путь и узки врата, ведущие в Царство Небесное, и немногие идут этим путем (Мф. 7:14). Почему «много званых и мало избранных» (Мф. 22:14)? Потому, что, как говорил архим. Иоанн (Крестьянкин) «иссякает истинный источник неложного знания – любовь». Истинная же Любовь распята на Кресте. Вот многие «званые» и не хотят быть «избранными», топчась у Креста и не решаясь идти путем креста.

Человек, принимающий Божественную любовь по отношению к себе через крестную смерть Спасителя, должен быть готов и чем-то ответить на это Богу. Бог приносит в дар человеку Самого Себя и совершается это именно через распятие. В ответ человек приносит Богу самого себя. Это мы и называем нашей крестной жизнью, духовным крестом. Духовный крест христианина состоит из любви к Богу, которая восходит по вертикали, и любви к ближнему – по горизонтали.

Отречься себя— значит оставить греховную жизнь. Грех так объял все наше естество, что сделался для нас как бы нашей природой. Потому и отречение от него стало отречением от своего естества, отречением от себя.

Взять крест свой — значит великодушно переносить те насмешки и поношения, которыми мир осыпает последователя Христова, те скорби и гонения, которыми мир преследует последователя Христова.
Взять крест свой — значит доблестно трудиться, претерпевая невидимое томление «томящего» нас ветхого человека и мученичество в борьбе с собственными страстями, с духами злобы. «Наша брань, — сказал ап. Павел, — не против крови и плоти, но против начал, властей, миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые Божественному Промыслу благоугодно было попустить нам в очищение наших согрешений. При таком отношении к скорбям крест, по слову свт. Игнатия (Брянчанинова), служит для человека лестницей от земли к небу.
Взять крест свой — значит еще и с усердием пойти на подвиг обуздания бессловесных стремлений нашей плоти. О таком распятии плоти говорил и ап. Павел: «умерщвляю тело мое и порабощаю, чтобы не случилось так, что, проповедуя другим, сам оказался бы недостоин» (1Кор. 9:27). В Неделю по Крестовоздвижении на Литургии читается также отрывок из Послания ап. Павла к Галатам, в котором слышим также такие слова: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20). «Те, которые Христовы», — говорит апостол, — плоть распяли со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24). Распинается же плоть постом, бдением, коленопреклонениями и другими телесными трудами, возлагаемыми на нее с рассуждением и умеренно.

Что значит взять крест именно свой? Это значит, что каждый христианин должен терпеливо переносить именно те оскорбления и те гонения от мира, которые его постигают, а не какие-либо другие. Это значит бороться именно с теми страстями и греховными помыслами, которые возникают в нем. С благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые нашими гордостными фантазиями о себе самих. Довольствоваться при этом надо именно теми телесными подвигами, которые соразмерны нашим телесным силам, а не увлекаться тщеславным усердием, когда, по выражению прп. Иоанна Лествичника, наши стремления к усиленному посту, к усиленному бдению и прочим безмерным подвигам, в конце концов разрушают наше телесное здоровье, а дух устремляется не к Богу, а к самообольщению.

Свой крест может преобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним идут вослед Христу. Что же значит — последовать Христу? Значит — изучать Евангелие, и, как компасом, руководствовать им свой ум, свое сердце, всю свою деятельность: мысли, слова и поступки.

Народная мудрость гласит: «За Христом идут с крестом», «Тяжко на свете жить, тяжел крест, да надо несть», «Бог по силе крест налагает».

«Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу, — свидетельствует сщенноисповедник Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), — Должен свидетельствовать вам, что когда я шел по очень тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно было совсем не тяжелым. Этот путь был радостным, потому что я чувствовал, что рядом со мной идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает мое бремя и мой крест».

Размышления о Кресте помогают нам укрепиться в вере и обрести внутренний мир. Святые отцы и подвижники благочестия напоминают нам, что Крест — это не только символ страдания, но и знак надежды и вечной жизни. Пусть же эти мудрые слова станут для нас источником вдохновения и поддержки на жизненном пути, помогая нести свой крест с верой и любовью!

29.09.2024 | Страничка главного редактора