29 августа 2024 года, епископ Глазовский и Игринский Виктор совершил всенощное бдение с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова.

Его Преосвященству сослужили: иерей Михаил Поскребышев, настоятель Свято-Троицкого храма с. Понино Глазовского района протоиерей Владислав Пасынков и диакон Сергий Фомин.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Любови Золотаревой.

После великого славословия состоялся крестный ход вокруг храма с Плащаницей Успения Божией Матери.

По завершении всенощного бдения владыка поблагодарил верующих за совместную молитву и обратился со словами проповеди:

— Мы совершили чин погребения Божией Матери и в этой связи можно рассмотреть такой вопрос. Например, святитель Епифаний Кипрский рассматривает 3 версии смерти Богородицы: Божия Матерь умерла естественной смертью, мученически и Божия Матерь не умирала. Чем он обосновывает эти версии?

В Священном Писании вы не найдёте ни одной буквы о том, как это случилось. Поэтому умерла или не умерла? Никто не может утверждать. Но у нас с вами есть Священное Предание, то есть то, во что верили все, всегда и повсеместно. Праведный Симеон говорил Божией Матери: «Тебе самой оружие пройдёт сердце». Но святые отцы не находят никаких оснований, которые свидетельствуют о том, что Она от телесных язв умерла. Её мученичество не телесное, а духовное, душевное. Плач Богородицы во время чина погребения Господа показывает, как рвётся сердце Матери от горя, которое Её настигло.

С другой стороны, что такое смерть? Смерть — это плата за грех. Божья Матерь, мы говорим, была безгрешна, то есть Она умирать не должна, по обоснованию Епифания Кипрского. Но святые отцы говорят о том, что Божья Матерь приразилась ко греху, как всё человечество через падение наших прародителей Адама и Евы. А в отношении греха Её личное отношение ко греху и преодоление Ею греха, в этом отношении мы говорим, что Она безгрешна. А первородный грех явился причиной Её телесной смерти.

Святитель Филарет Московский говорит, что Успение Божией Матери — это как некий туман, нашедший на Божию Матерь. Обратите внимание, что только через 3 дня апостол Фома появился и Божия Матерь, как и Господь находились во гробе 3 дня после погребения. По закону человеческого естества, когда человек умирает, то разлагается на составляющие. Божия Матерь преодолела силой Господа Иисуса Христа и для Неё смерть была, как некий сон, почему мы и говорим успение — это как некая переправа из жизни вечной в жизнь бесконечную.

Для нас очень важно Успение Божией Матери потому что Она первая из числа человек прошла смертные врата. Господь прошёл их по Божественной силе, а Она по любви Бога к человеку, к своей Матери и ко всем людям. У каждого человека такая возможность есть и только жизнь человека и его борьба с грехом, стремление к Богу являются теми составляющими, благодаря которым мы сможем, как Божия Матерь преодолеть смертные врата.

Вы помните, что Священное Предание говорит о том, что Иоанн Богослов к моменту кончины собрал учеников и они отправились на место, где он усмотрел себе погребение. По его просьбе ученики выкопали могилу в форме креста, он улёгся в неё и приказал его закопать. А потом ученики пытались обнаружить тело Иоанна Богослова, но не нашли. Святые отцы предполагают, что, как и Божию Матерь, Господь вознёс своего любимого ученика на небо.

Пример Успения Божией Матери — это образец для каждого человека. Только от человека зависит будет у него такое успение или не будет. Участь каждого человека пройти врата смертные и об этом мы сегодня в похвалах Божией Матери слышали: «Поднимайте врата, идёт Царица Неба и земли Матерь Божия».

Фотоальбом https://vk.com/album-77906142_303996398

29.08.2024 | Служение