28 октября 2023 года, в Димитриевскую родительскую субботу, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова была совершена Божественная литургия и панихида.
Богослужение возглавил епископ Преосвященнейший Виктор, епископ Глазовский и Игринский в сослужении иерея Андрея Полина и диакона Сергия Фомина.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Андрея Петрова.
По заамвонной молитве духовенством собора была отслужена панихида по всем от века усопшим православным христианам.
По окончании Литургии епископ Виктор поблагодарил верующих за совместную молитву и обратился с архипастырским словом:
-Досточтимый отец Андрей! Возлюбленные братья и сестры! Мы сегодня с вами совершили Димитриевскую родительскую субботу. Святитель Московский Филарет (Дроздов) в письме к Муравьёву пишет: «В древних греческих или иных источниках нет упоминания о Димитриевской родительской субботе». Он выносит предположение о том, что вполне возможно, что сам Димитрий Донской просил преподобного Сергия Радонежского с братией совершать сугубое поминовение воинов, погибших на Куликовом поле. Но высказывают ещё такую мысль, что в память его дня ангела уместно было помолиться о тех, кто вместе с ним был на этом бранном поле, кто души свои полагал за свободу Отечества.
И официальное подтверждение этого праздника наступило только в XIX веке, а так оно совершалось по монастырям в разных местах и постепенно распространилось по всей земле Русской. А с XIX века уже царским указом Димитриевскую субботу стали совершать повсеместно.
Это очень хорошо. Поминовение усопших напоминает о том, что мы с вами все рано или поздно окажемся усопшими. Мы не знаем, когда война придёт в наши пределы и нам придётся выйти на поле брани и обнажить какое-то оружие, чтобы защитить наше Отечество.
То, что происходит сейчас на полях Украины, воины сражаются. Украина, пытаясь противостоять России, создаёт новый очаг войны в Приднестровье, в Грузии. Американские покровители Украины пытаются и в Армении, и в странах Средней Азии внести разобщение с тем, чтобы натравить народы друг на друга, чтобы полилась кровь. Помимо животной ненависти к православным, к русским они преследуют ещё сугубо прагматическую цель. Населения на земле очень много и нет ничего лучше, чем проредить его либо с помощью пандемии, либо с помощью войны. Война надёжна.
Когда мы вспоминаем усопших, святые отцы говорят, что мы этим самым полируем своё сердце, сгоняем коросты, которые нарастают у человека в его бренной жизни, когда он привыкает к комфорту, удобствам. До сегодняшнего дня многие не осознали, что идёт война, проливается кровь. А война, по словам святителя Филарета (Дроздова), страшное дело, это грязь, это пот, это слёзы и воинов, матерей, жён и детей.
Но мы с вами не должны забывать о том, что даже, если мы одиноки, живём по одному, у нас у каждого есть свой персональный покойник. Кто этот покойник? Это мы с вами. Рано или поздно мы отойдем и предстанем перед Господом. Ничто от Господа не укроется. И грешить нельзя не потому, что Бог нас накажет. Бог никого не наказывает. Всякий грех — это ошибка, которую совершает человек. Часто эту ошибку он совершает намеренно, самоохотно. И эта ошибка наносит рану его душе. Именно эти раны вызывают у человека скорби, тоску, депрессии, порой до такой степени, что человек решает, что и жить нет необходимости.
Но от этого есть одно замечательное средство — покаяние, лишь бы оно было действенное. А действенное покаяние, когда не просто назвал грех, хотя и для этого нужно усилие человеческое, не только я этот грех осознал и возненавидел, но возненавидел в такой степени, что впредь стараюсь его не совершать. Вот этому необходимо учиться.
Владыка обратил внимание верующих на распространение бранных слов среди детей и людей в обществе, что «свидетельствует о гибели души и расчеловечивании общества и нашего будущего»:
— Давайте об этом не будем забывать и глядя на себя, ибо свой личный пример — это самый лучший пример для окружающих. Но и тогда, когда человек распоясался, то стараться ставить такого человека на место добрым вразумительным словом, а где-то, может быть, силу необходимую употреблять. Помощи Божией вам всем, здравия душевного и телесного.