27 марта — день памяти преподобного Венедикта Нурсийского

Св. Венедикт  родился между 480 и 490 гг. в Нурсии, не­большом провинциальном городке, расположенном в го­рах к северо-востоку от Рима, в состоятельной и благо­честивой христианской семье. В 14 лет свя­той был от­прав­лен ро­ди­те­ля­ми на уче­нье в Рим, од­на­ко, угне­тен­ный окру­жав­шей его без­нрав­ствен­но­стью, он ре­шил по­свя­тить се­бя дру­гой жиз­ни. Вна­ча­ле свя­той Ве­не­дикт по­се­лил­ся при церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра в се­ле­нии Еф­фе­ди, но мол­ва о его по­движ­ни­че­ской жиз­ни за­ста­ви­ла его уй­ти даль­ше в го­ры. Там он по­встре­чал от­шель­ни­ка Ро­ма­на, ко­то­рый по­стриг его в мо­на­ше­ство и ука­зал ему для жи­тель­ства от­да­лен­ную пе­ще­ру, и стал тайно носить ему пищу, которую сбе­регал от собственной порции.

Через три года Бог, не хотев­ший скрыть от людей доброде­тель Венедикта, указал на его укрытие одному священнику, и тот на Пасху принес ему еду.

Венедикт, давно потерявший счет времени, приветствовал его словами: «Я знаю, что при­шла Пасха, раз я удостоился чести видеть тебя!» Потом свя­того увидели пастухи, и с тех пор многие стали приходить к отшельнику за душеспасительным словом.

Однажды во время уединенной молитвы ему явился бес в виде черного дрозда. Сразу после этого на него напало пла­мя страшного плотского искушения, столь сильного, что он уже решился было оставить уединение. Но Божественная благодать подсказала ему броситься обнаженным в крапиву и колючий кустарник — так он стяжал славную победу над вожделениями. Получив в дар от Бога плотское бесстра­стие, он, как человек зрелый, с полным правом стал настав­лять в добродетелях других людей.

Тем временем скончался игумен близлежащего монастыря Виковаро, и монахи уговорили Венедикта стать его преемни­ком. Но когда он возложил на них строгую евангельскую дис­циплину, не соответствовавшую их уклончивому поведению, они составили заговор против него и даже решились отра­вить. Стоило Венедикту совершить крестное знамение над предложенным ему кувшином со смертельным напитком, как тот разбился. Со спокойным лицом, без всякой злобы про­тив врагов, он оставил неисправимых и удалился в пустыню, чтобы жить наедине с собой, постоянно предстоять сердцем пред лицом Создателя, не давая душе отвлекаться на внешнее.

Он возрастал в добродетели и созерцании, поэтому у не­го появились многочисленные ученики и знатные римляне доверили ему своих детей: Мавра и отрока Плакиду. Он организовал в окрестностях двенадцать монастырей, каждый был населен двенадцатью монахами. Во главе обители стоял игумен, дававший отчет человеку Божию обо всем, что касалось общинной жизни и духовного возрастания каждо­го монаха. Венедикт был для них духовным отцом и живым примером совершенного соблюдения монашеского правила. С помощью Божией он входил во все их материальные нуж­ды, а различая тайные помыслы, исправлял их смело, с отцовской любовью, иногда с помощью телесных трудов, что­бы заставить бросить дурные привычки.

Добродетели и чудеса принесли святому новые волнения. Священник по имени Флорент, по напущению диавола поза­видовавший ему, принялся распространять о нем клеветниче­ские слухи, чтобы посетители перестали ходить к Венедикту, а однажды даже послал ему отравленный хлеб. Получив смер­тоносный подарок, Венедикт протянул его ворону, который прилетал к нему ежедневно, чтобы питаться из его рук, и по­просил бросить хлеб в таком месте, где никто его не достанет.

На­ко­нец он по­се­лил­ся в Кам­па­нье и на го­ре Кас­си­но ос­но­вал Мон­те-Кас­син­ский мо­на­стырь, ко­то­рый дол­гое вре­мя был цен­тром бо­го­слов­ско­го об­ра­зо­ва­ния для За­пад­ной Церк­ви. При мо­на­сты­ре бы­ла со­зда­на за­ме­ча­тель­ная биб­лио­те­ка. В этой оби­те­ли пре­по­доб­ный Ве­не­дикт на­пи­сал устав, ос­но­ван­ный на опы­те жиз­ни во­сточ­ных пу­стын­ни­ков и уста­нов­ле­ни­ях пре­по­доб­но­го Иоан­на Кас­си­а­на Рим­ля­ни­на. Устав был при­нят впо­след­ствии мно­ги­ми за­пад­ны­ми мо­на­сты­ря­ми (до 1595 го­да он вы­дер­жал бо­лее 100 из­да­ний). Устав пред­пи­сы­ва­ет ино­кам аб­со­лют­ное от­ре­че­ние от соб­ствен­но­сти, без­услов­ное по­слу­ша­ние и по­сто­ян­ный труд. Стар­шим ино­кам вме­ня­ет­ся в обя­зан­ность обу­че­ние де­тей и пе­ре­пи­сы­ва­ние древ­них ру­ко­пи­сей. Это по­мог­ло со­хра­нить мно­гие па­мят­ни­ки пись­мен­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к пер­вым ве­кам хри­сти­ан­ства.

Во время голода св. Венедикт молитвой наполнял храни­лища обители хлебом и маслом, чтобы ничто не отвлекало его монахов от «Божиего дела, которому ничто не следу­ет предпочитать».

Для св. Венедикта монастырь — это образ всей Церкви, «школа, в которой учатся служить Господу»под руковод­ством настоятеля и с помощью подчинения евангельским заповедям.

Как епископ в своей Церкви, так и настоятель в монасты­ре — это «наместник Христов». И он должен давать Богу отчет о послушании подопечных, всеми силами наставляя их словом и прежде всего примером.

Через некоторое время после чуда последней беседы со сво­ей сестрой св. Схоластикой и ее кончины Венедикт однажды, стоя у окна, вдруг увидел, как ярчайший свет про­низал тьму, и в центре этого света он увидел весь мир, как бы собранный в единый солнечный луч. Бестелесно вознесенный над миром в единстве с Создателем, он смотрел на все творение, на все, что ниже Бога, в божественном свете, ко­торый излучало его сердце. Достигнув края будущей жизни, в этом свете он увидел душу Германа, епископа Капуанского, которая возносилась к Небесам (541).

С того момента св. Венедикт больше принадлежал Не­бу, чем земле. Объявив день своей кончины, он попросил открыть для него самого усыпальницу, в которую ранее по­ложили тело его сестры, и после этого был сражен тяжелой горячкой. Его проводили в молельню, там он принял Причастие и стоя, поддерживаемый братьями, подняв руки к не­бу, испустил дух с последними словами молитвы (между 555 и 560 гг.). В тот же день братья увидели, что от монасты­ря до неба проложена дорога, устланная красивым ковром и освещенная бесчисленными факелами. В конце ее находился почтенный старец, который по этому пути восходил к небесной родине.

От мощей св. Венедикта происходили чудеса, но после лангобардского разорения святыня была забыта до перене­сения в монастырь Флери на Луаре (673), получивший с тех пор название Сен-Бенуа-сюр-Луар. Там святым мощам мож­но поклониться по сей день.

(по материалам сайтов azbyka.rupravoslavie.ru)

27.03.2021 | События