Через три года Бог, не хотевший скрыть от людей добродетель Венедикта, указал на его укрытие одному священнику, и тот на Пасху принес ему еду.
Венедикт, давно потерявший счет времени, приветствовал его словами: «Я знаю, что пришла Пасха, раз я удостоился чести видеть тебя!» Потом святого увидели пастухи, и с тех пор многие стали приходить к отшельнику за душеспасительным словом.
Однажды во время уединенной молитвы ему явился бес в виде черного дрозда. Сразу после этого на него напало пламя страшного плотского искушения, столь сильного, что он уже решился было оставить уединение. Но Божественная благодать подсказала ему броситься обнаженным в крапиву и колючий кустарник — так он стяжал славную победу над вожделениями. Получив в дар от Бога плотское бесстрастие, он, как человек зрелый, с полным правом стал наставлять в добродетелях других людей.
Тем временем скончался игумен близлежащего монастыря Виковаро, и монахи уговорили Венедикта стать его преемником. Но когда он возложил на них строгую евангельскую дисциплину, не соответствовавшую их уклончивому поведению, они составили заговор против него и даже решились отравить. Стоило Венедикту совершить крестное знамение над предложенным ему кувшином со смертельным напитком, как тот разбился. Со спокойным лицом, без всякой злобы против врагов, он оставил неисправимых и удалился в пустыню, чтобы жить наедине с собой, постоянно предстоять сердцем пред лицом Создателя, не давая душе отвлекаться на внешнее.
Он возрастал в добродетели и созерцании, поэтому у него появились многочисленные ученики и знатные римляне доверили ему своих детей: Мавра и отрока Плакиду. Он организовал в окрестностях двенадцать монастырей, каждый был населен двенадцатью монахами. Во главе обители стоял игумен, дававший отчет человеку Божию обо всем, что касалось общинной жизни и духовного возрастания каждого монаха. Венедикт был для них духовным отцом и живым примером совершенного соблюдения монашеского правила. С помощью Божией он входил во все их материальные нужды, а различая тайные помыслы, исправлял их смело, с отцовской любовью, иногда с помощью телесных трудов, чтобы заставить бросить дурные привычки.
Добродетели и чудеса принесли святому новые волнения. Священник по имени Флорент, по напущению диавола позавидовавший ему, принялся распространять о нем клеветнические слухи, чтобы посетители перестали ходить к Венедикту, а однажды даже послал ему отравленный хлеб. Получив смертоносный подарок, Венедикт протянул его ворону, который прилетал к нему ежедневно, чтобы питаться из его рук, и попросил бросить хлеб в таком месте, где никто его не достанет.
Наконец он поселился в Кампанье и на горе Кассино основал Монте-Кассинский монастырь, который долгое время был центром богословского образования для Западной Церкви. При монастыре была создана замечательная библиотека. В этой обители преподобный Венедикт написал устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Устав был принят впоследствии многими западными монастырями (до 1595 года он выдержал более 100 изданий). Устав предписывает инокам абсолютное отречение от собственности, безусловное послушание и постоянный труд. Старшим инокам вменяется в обязанность обучение детей и переписывание древних рукописей. Это помогло сохранить многие памятники письменности, относящиеся к первым векам христианства.
Во время голода св. Венедикт молитвой наполнял хранилища обители хлебом и маслом, чтобы ничто не отвлекало его монахов от «Божиего дела, которому ничто не следует предпочитать».
Для св. Венедикта монастырь — это образ всей Церкви, «школа, в которой учатся служить Господу»под руководством настоятеля и с помощью подчинения евангельским заповедям.
Как епископ в своей Церкви, так и настоятель в монастыре — это «наместник Христов». И он должен давать Богу отчет о послушании подопечных, всеми силами наставляя их словом и прежде всего примером.
Через некоторое время после чуда последней беседы со своей сестрой св. Схоластикой и ее кончины Венедикт однажды, стоя у окна, вдруг увидел, как ярчайший свет пронизал тьму, и в центре этого света он увидел весь мир, как бы собранный в единый солнечный луч. Бестелесно вознесенный над миром в единстве с Создателем, он смотрел на все творение, на все, что ниже Бога, в божественном свете, который излучало его сердце. Достигнув края будущей жизни, в этом свете он увидел душу Германа, епископа Капуанского, которая возносилась к Небесам (541).
С того момента св. Венедикт больше принадлежал Небу, чем земле. Объявив день своей кончины, он попросил открыть для него самого усыпальницу, в которую ранее положили тело его сестры, и после этого был сражен тяжелой горячкой. Его проводили в молельню, там он принял Причастие и стоя, поддерживаемый братьями, подняв руки к небу, испустил дух с последними словами молитвы (между 555 и 560 гг.). В тот же день братья увидели, что от монастыря до неба проложена дорога, устланная красивым ковром и освещенная бесчисленными факелами. В конце ее находился почтенный старец, который по этому пути восходил к небесной родине.
От мощей св. Венедикта происходили чудеса, но после лангобардского разорения святыня была забыта до перенесения в монастырь Флери на Луаре (673), получивший с тех пор название Сен-Бенуа-сюр-Луар. Там святым мощам можно поклониться по сей день.
(по материалам сайтов azbyka.ru, pravoslavie.ru)