23 января — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ НИССКОГО

НА ПУТИ К БОГУ

Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце.

Несмотря на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины.

По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью.

Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий.

Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала жертвой злоумышленников, посягавших на её юность и красоту. Святую Емелию Бог благословил сделаться матерью десятерых детей: шести дочерей и четырех сыновей.

Стремление Емилии к девству реализовалось в её дочери, Макрине младшей. Один из её сыновей, Василий, был прославлен Церковью под именем Великий. Другой, Пётр, прославлен как Севастийский святитель.

Григорий Нисский, появившись на свет после Василия (будущего Василия Великого) и Навкратия (погибшего при невыясненных обстоятельствах), стал третьим сыном в семье.

По приближенным подсчётам он родился в период между 331-м и 335-м годами. Местом его рождения могла быть либо Кесария, либо Севастия. Имя Григорий он получил в честь святого Григория Чудотворца.

Отец Григория, Василий старший умер рано и вся тяжесть заботы о детях легла на вдову. Помимо матери, Емилии, большое влияние на воспитание будущего Нисского святителя оказали: старшая сестра, Макрина, и старший брат, Василий (Великий).

В отличие от Василия, получавшего образование в лучших учебных заведениях, в том числе в Афинах, Григорий учился в местных школах. Тем не менее, за счёт усердия и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности.

БОЖЬЕ ПРИЗВАНИЕ

Несмотря на общую духовную атмосферу в семье, иногда в молодости Григорий позволял себе относиться к церковной жизни с прохладцей.

Однажды, когда их семьей было организовано торжество по случаю перенесения мощей сорока мучеников в нарочито воздвигнутую для этой цели часовню (в Аннисах, на семейной земле), Григорий, вместо участия в ночном богослужении легкомысленно удалился в беседку и крепко заснул. Во сне ему явилось множество воинов. Их вид был весьма угрожающим. Григорий силился попасть на покинутое им богослужение, а они его не допускали и готовы были вот-вот его наказать. Ситуация изменилось лишь с вмешательством одного из явившихся воинов, который и заступился за Григория.

Григорий в ужасе пробудился. Суд совести не заставил себя долго ждать. Оплакав своё поведение, Григорий тут же направился к урне с мощами, взмолился и стал просить у Бога и святых воинов прощение.

После такого проникновенного вразумления он оставил свои увлечения и принял посвящение во чтеца. Полагают, что данное событие произошло в 357 году.

Время от времени Гриогорий навещал своего брата, Василия, подвизавшегося в Аннисах. Там он предавался аскетическому деланию, посту и молитве, изучал слово Божье, произведения отцов.

ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ

Какое-то время спустя Григорий оставил служение при храме и устроился преподавателем риторики. По всей видимости это случилось не ранее 363 года, поскольку во время правления Юлиана доступ к оной профессии для христиан был крайне затруднительным.

Поступок Григория вызвал у его друзей чувство непонимания. Григорий Назианзин, пытаясь образумить своего друга, отправил ему письмо, в котором изложил свою печаль.

Скорее всего, именно в этот период или несколько раньше святитель Григорий вступил в брак с Феосевией. О подробностях их супружеского союза и о самой Феосевии нам неизвестно почти ничего. В утешительном послании к Григорию Нисскому по случаю её смерти, датируемом 385 годом, Григорий Богослов отозвался о Феосевии как об исполнительнице Божественной воли, верной дочери Церкви, украшении Христовом. Кроме того, он отметил свою близость к ней через духовное родство.

Существует мнение, что на каком-то этапе супружеской жизни Феосевия, по договоренности с Григорием, вступила в монашество. Согласно другой точке зрения, она никогда не была супругой Григория, но жила при нём как сестра. В какое-то время Григорий, движимый стремлением к аскетическим подвигам, вступил в организованную братом, Василием, монашескую общину.

ЕПИСКОПСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

С возведением Василия Великого на святительскую кафедру, он стал поставлять на епископские кафедры в своем диоцезе близких ему по духу, надежных людей. Отчасти это стремление было обусловлено обычными целями архиерейского служения: в этих людях он хотел иметь твёрдую опору. Но во многом такая практика была связана с развернутыми против него (как против ортодоксального, твёрдого в вере пастыря) хитрыми интригами. В то время ему противостоял епископ Анфим Тианский.

В 372 году святитель Василий поставил брата, Григория, епископом в Ниссу, маленький провинциальный городок. Нельзя сказать, что Григорий радовался этому посвящению: напротив, он бы с радостью от него отказался, но не желал идти против воли старшего брата-архиерея.

В правление императора Валента, сочувствовавшего арианам, многие православные епископы испытывали административное давление, некоторые преследовались.

В 375 году в Анкире был созван Собор. Участники этого Собора, арианские епископы, обвинили святого Григория в неканоническом рукоположении и растрате средств из церковной казны. По распоряжению местного правителя, Демосфена, покрывавшего ариан, святителя арестовали и отправили под конвоем в Анкиру, на суд.

Испытывая трудности, вызванные жестокостью охранников и приступом болезни, святитель Григорий решился на побег. Каким-то образом ему удалось усыпить бдительность стражников, и он убежал, после чего укрылся в тайном убежище.

Святитель Василий Великий, узнав о случившемся, направил правителю письмо, в котором, от своего имени и от имени подвластного духовенства, опровергал обвинения, выдвинутые против брата на Соборе. Но это вмешательство не имело эффекта.

В 376 году арианский Собор в Ниссе низложил святителя Григория, а на его место был назначен безвольный и продажный архиерей.

В течении двух или трех лет святитель Григорий вёл вынужденную скитальческую жизнь. Затем, по милости императора, он смог вернуться в Ниссу. По возвращении святителя верующие устроили ему торжественный приём.

После смерти Василия Великого, Григорий Нисский продолжил осуществлять его замыслы. К этому времени он стал одним из наиболее известных и авторитетных отцов Церкви.

В 379 году святой Григорий участвовал в деятельности Антиохийского Собора, настроенного на борьбу с арианством. Вскоре он получил весть о тяжелой болезни сестры, Макрины. Он отправился к ней, успел застать её в живых, побеседовать и проститься. После смерти он, вместе с другими верующими, захоронил её тело в семейной усыпальнице.

В 380 году Григорий Нисский, прибыл в Севастию для участия в избрании нового епископа. Собравшиеся избрали на должность Севастийского митрополита его самого, что вызвало недовольство со стороны оппозиционно настроенных партий. В дальнейшем на это место назначили Петра.

На II Вселенском Соборе, дополнившем Символ веры и утвердившем Православное учение о Святом Духе, святитель Григорий принимал деятельное участие. Отстаивая чистоту веры, он выступил с речью, имевшей успех.

По завершении работы Собора Григорий Нисский отправился в Аравию для устранения внутренних трудностей в тамошней Церкви. Император, снабдил его необходимыми материальными средствами.

По возвращении из Аравии святой Григорий посетил Иерусалим, где способствовал устранению разногласий между представителями духовенства. Посещая святые места, он обратил внимание на паломников. По его оценке, нравственное состояние многих из них не соответствовало святости мест.

Считается, что последние годы своей жизни святитель провёл в Ниссе. В 394 году он вновь посетил Византийскую столицу, принял участие в Соборе, касавшемся Аравийской Церкви.

Полагают, что в том же, 394 году он почил о Господе. Точные обстоятельства его смерти сокрыты временем.

(по материалам сайта azbyka.ru)

23.01.2021 | События