ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И ТАЙНА ЕВХАРИСТИИ

В Великий Четверг на Страстной Седмице мы вспоминаем единственное, ни с каким другим несравнимое и ничем незаменимое событие – Тайную Вечерю, совершенную Христом в Сионской горнице в Иерусалиме почти две тысячи лет назад, за несколько часов до предательского поцелуя Иуды и ареста Господа в Гефсиманском саду, за которым последуют судилище завистливого Синедриона и приговор трусливого Пилата Понтийского, открывшие скорбный путь Христа на Голгофу.

На Тайной Вечере Господом с апостолами была отпразднована последняя ветхозаветная, иудейская Пасха. Во время Тайной Вечери Христом также были сказаны очень важные слова, сделаны последние предсказания о предстоящем предательстве, трусости и отречении среди апостолов, даны последние наставления и обещание пришествия в мир Святого Духа-Утешителя, исходящего от Отца.

И, конечно же, мы вспоминаем, как на Тайной Вечери Господом был провозглашен Новый Завет Бога с человечеством в Крови Иисуса Христа, было установлено и совершено Таинство Евхаристии (Благодарения), на котором впервые в истории хлеб и вино пресуществились в истинные Тело и Кровь Сына Божьего, воплотившегося и ставшего Сыном Человеческим.

Безусловно, в этом – главный смысл Тайной Вечери. С этого момента начинается евхаристический опыт Церкви. На Тайной Вечери раз и навсегда Христос дарит людям возможность восхождения уже здесь, на земле, в небесную реальность, возможность вхождения в радость Господа Своего.

Открывается эта возможность для последователей Иисуса Христа, Его учеников, всех, кто исповедует Его своим Господином и Спасителем.
Всех, кто творит по Его Слову, по Его заповеди, это Великое Таинство в воспоминание о Нем, об Его Подвиге, об Его Жертве, об Его Смерти и об Его славном Воскресении.

Теперь, чтобы стать соучастниками Тайной вечери, сообщниками апостолам, нужно совершить Святую Евхаристию, призвать Дух Святой, Который преобразует хлеб и вино в истинные Тело и Кровь Христовы и дает нам, причащающимся Тела и Крови, реально с Ним соединиться.

В Евхаристии силой Святого Духа удивительно и до конца непостижимо для нас преодолеваются время и пространство, и мы реально соприкасаемся с Божественным Царством. Когда мы подходим к причастию, мы молимся таким словами: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Используемое в этой молитве слово «днесь» (сегодня) – это не поэтический прием. Это сознательное, осмысленное Церковью и подтвержденное многовековым опытом членов Церкви, отождествление того, что совершается сегодня нами в храме, с тем, что совершилось тогда, почти две тысячи лет назад, в Сионской горнице.

Мы не просто вспоминаем ту Вечерю. Нет, все мы, собравшиеся на это Таинство и участвующие в нем, сегодня, в эти самые минуты, в полном смысле слова реально собраны в том же самом Царстве, за той же самой трапезой, которую тогда, в ту праздничную пасхальную, прощальную ночь, Мессия-Христос совершил с теми, кого избрал и «до конца возлюбил» (Ин. 13, 1).

Любовь, составляющая сущность всего служения Иисуса Христа, Его проповеди и чудес, увенчалась, завершилась и исполнилась именно на Тайной Вечери, в ходе которой Христос отдал Себя Самого в пищу Своим ученикам, до конца явил Себя как Саму любовь. Здесь же, в Сионской горнице Христос дал Своим ученикам, а значит и всем нам, новую заповедь о любви друг ко другу по примеру Самого Себя. И любовь Господа изливается на нас, заполняет нас и преображает нас, делая нас способными к любви, делая нас подобными Ему в любви.

Ставшая теперь доступной человеку новая небесная реальность проявляется в том, что во время Божественной литургии материя очищается, а плоть одухотворяется. Когда железо раскаляется в огне, тогда оно приобретает его свойства и, оставаясь железом по природе, получает свойство огня. Так животворящий Бог-Сын, соединившись со Своей плотью лишь Ему одному известным способом, сделал ее животворящей, а Сам стал хлебом живым, сшедшим с небес; «и ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6).

Если мы едим Плоть нашего общего Спасителя Христа и пьем Его честную Кровь, мы имеем в себе жизнь, становясь с Ним едиными и в Нем пребываем, и обладаем Им в нас самих. Евхаристия служит средством, благодаря которому осуществляется обожение каждого отдельного человека. Таинственно и непостижимо ум Христов смешивается с нашим умом, Его воля с нашей волей, Его Тело соединяется с нашим телом, а Его Кровь – с нашей кровью. Как результат – новые мысли, новые пожелания, усмирившаяся плоть.

“Примешиваясь” к человеку, Божественный огонь освобождает его от его личной ограниченности и парадоксальным образом вводит его в полноту личностной жизни, понуждая отречься от возношения собственной индивидуальности по образу Божественных Лиц в Святой Троице. Так как мы причащаемся от одного хлеба, то все делаемся членами друг друга, составляя одно Тело со Христом. Каждый из нас становится другим и начинает принадлежать другому ближнему, принадлежать всем, участвующим в том же Таинстве… «Наши души сливаются вместе» и, по слову святителя Кирилла Иерусалимского, «изгоняют из себя все воспоминания о зле и несправедливости».

Христиане собираются в храм не для того только, чтобы «помолиться вместе», насладиться красотой службы, получить помощь и утешение.
Их собирает в Церковь Сам Христос для участия в Его служении, в жертве, для принесения себя и своей жизни и всего мира в жертву. Именно так, на Божественной литургии христиане претворяют себя в то, чем стали они в крещении, являют себе и миру то новое единство, новую небесную реальность, которую и воплощает собой Церковь. Силой Святаго Духа мы, грешные люди, получаем прощение грехов и в едином Теле соединяемся с Господом и друг с другом, становясь общиной святых.

В середине Божественной Литургии мы слышим призыв ко всем участникам Таинства Евхаристии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». То есть именно возлюбив друг друга, в единомыслии, мы получаем право и возможность исповедать Бога нашего – Святую Троицу.

Евхаристия тем самым есть таинство церковного единства. Ведь нам заповедано Христом совершать Евхаристию – «в Его воспоминание», но «помнить» Христа – это значит помнить и всех, за кого Он принес Себя в жертву и кто во Христе любовью Божией соединен со всеми. А потому терпимость и любовь друг ко другу – это первое и важнейшее условие для того, чтобы приблизиться к святому жертвеннику и сесть за стол Тайной Вечери, то есть принять участие в Божественном Причащении. Но и выйдя за пределы храма в мир, нам необходимо чувствовать наше единство, оказывая друг другу поддержку, пребывая в единомыслии по разным общественным вопросам, ведь мы едины во Христе Иисусе, Господе нашем.

Будем же приступать к Таинству Тела и Крови Господних и причащаться Божественного угля, чтобы огонь любви сжег наши грехи и просветил наши сердца, и чтобы присутствием Божественного огня мы изменились и преобразились, возгорелись и обожились, обрели святое единство в жизни временной и оправдание в день Судный.

13.04.2023 | Публикации